Ключевые предметы: Русский язык, литература, творческое задание; Математика, физика, химия, русский язык
Стоимость обучения (средняя по России): 160000 рублей
Описание профессии:
*стоимость указана за 4 года бакалавриата на очном отделении.
Особенности профессии
Ресторанный критик ходит по ресторанам, пробует подаваемые там блюда и напитки, а затем описывает свои впечатления в рецензиях.
В первую очередь его интересует качество кухни и винной карты, а также атмосфера заведения и уровень обслуживания. Эти рецензии могут выходить в виде журнальных колонок, радио- и телепередач, а также в специальных справочниках для гурманов - в ресторанных путеводителях. Ресторанный критик - это дегустатор, кулинар и журналист в одном лице. К хорошей кухне он относится с уважением и разбирается во всех её тонкостях.
При всей любви этого профессионала к еде, он отнюдь не обжора. Он - гурман. Его отличает не лишний вес, а утончённый вкус и острый нюх, чувствительность к духу заведения и красоте сервировки. Настоящий ресторанный критик всегдя чувствует, если рецептура блюда грубо нарушена.
Кулинарного критика не стоит путать с кулинарным писателем, который специализируется на описаниях рецептуры. Это с одной стороны.
Ресторанная критика - это настоящий разбор конкретных ресторанов и подаваемых там блюд.
В статье ресторанного критика обязательно есть оценка сервиса, винной карты, кухни ресторана и царящей в ней атмосферы. Если в очерке ничего этого нет, а есть только похвалы и восторги, то перед нами - обычная рекламная статья.
Настоящий ресторанный критик неподкупен. Если он нахваливает ресторан, в котором подают вчерашний винегрет и позавчерашние пережаренные котлеты, его статьям не будут доверять.
Открытая недоброжелательность и тем более клевета в отношении заведения также не сулят критику ничего хорошего. В странах с хорошо развитой судебной системой подобные повадки жестко наказываются штрафами и крупными выплатами в пользу пострадавшей стороны.
Например, когда в 2003 году итальянский ресторанный критик Эдуардо Распелли назвал Биг Мак, подаваемый в McDonald’s, скотской пищей, он получил иск на 20 миллионов долларов. Впрочем, критика фаст-фуда из McDonald’s никого не удивляет. Английская радиостанция BBC и вовсе присудила концерну премию «Заплесневелый свиной пирог» с формулировкой «за подрыв основ качественного, своевременного и самобытного питания». McDonald’s отказался от столь обидной премии, т.к. счёл мнение ресторанных экспертов несправедливым.
В России труды ресторанного критика актуальны лишь для узкого круга людей. В развитых странах, где посещение кафе или ресторана не является чем-то из ряда вон выходящим, ресторанные рецензии читает широкая публика.
Знаменитый британский ресторанный критик Эгон Рони (1915-2010) говорил, что его цель - сделать вкусную еду доступной для каждого британца, а не только для элиты. Он считал, что добиться этого можно, если подробно рассказывать о том, как отличить по-настоящему изысканное блюдо от посредственного.
О нём говорили, что он помог восстановить богатство традиционного британского обеда после долгих лет военной нищеты. Какое-то время Эгон Рони работал управляющим ресторана, затем открыл своё дело. Ещё немного погодя он стал писать о еде для The Daily Telegraph. А в 1957 году создал справочник Egon Ronay`s Seagram Guide (“Эгон Рони”), первый путеводитель по ресторанам Лондона. Позже география справочника сильно расширилась. В середине 1990-х она уже охватывала и Восточную Европу. Вот уже 30 лет этот авторитетный независимый путеводитель рекомендует лучшие отели и рестораны. Он выходит в Англии, а распространяется не только в Европе, но и в Америке и Австралии.
Такой успех ресторанного гида оказался возможен исключительно благодаря доверию к тому, что в нём написано. Над справочником работают специалисты, которые проводят свои независимые инспекции в отели и рестораны. Как справедливо считают рестораторы, рекомендации путеводителя не продаются, а стоят дорого.
Сам Эгон Рони, уже будучи главой успешного предприятия, не спешил отходить от дел. В 1993 году он даже застраховал на 350 000 долларов свое нёбо, которое считал своим рабочим инструментом.
Рабочее место
Ресторанный критик может сотрудничать с периодическими печатаными изданиями, интернет-сайтами, публикующимио отзывы о ресторанах, барах и пр. Он может вести тематические передачи на радио или телевидении.
Важные качества
Профессия ресторанного критика предполагает интерес у кулинарии, хорошее обоняние, способности к дегустации, грамотную выразительную речь, доброжелательность в сочетании с честностью, общительность.
Знания и навыки
Ресторанному критику необходимы познания в области кулинарии и ресторанного дела. Он должен быть искушён в дегустации различных блюд. Во всяком случае, он не имеет права перепутать мясной бульон и жидкость с растворённым бульонным кубиком. Он должен также познать толк в сервировке и качественном обслуживании.
И должен уметь описывать свои впечатления в статьях.
Где учат
Ресторанным критиком может стать как дипломированный журналист, окончивший факультет журналистики, так и кулинар, окончивший колледж или вуз по специальности «кулинария».
Заработная плата
Оплата сдельная, зависит от количества рецензий, репутации критика и статуса издания.
Место работы
Сотрудничает с тематическими СМИ, интернет-сайтами, радио- или ТВ-каналами.
Обязанности
Несмотря на свое «праздное» наименование, профессия ресторанного критика отнюдь не легка. Обязанностей куда шире, чем кажется.
Ресторанный критик оценивает кухню заведения. Для этого необходимо обладать элементарными знаниями в области кулинарии. Оценивает меню и карту вин, их оформление, содержание. Отдельно выносит оценку обслуживания, начиная от гардероба и заканчивая официантами. Делает вывод о внутреннем и внешнем оформлении заведения.
Ресторанный критик ни в коем случае не должен писать в рецензии, что здесь всё хорошо. Полностью писать негатив, что всё плохо, тоже нельзя. Потому важно всесторонне изучить ресторан и только потом писать отзыв.
Важные качества
В профессии важными качествами считаются: большой интерес к кулинарии, хорошие обоняние и вкусные рецепторы, грамотность, внимательность, беспристрастность, доброжелательность и общительность.
Отзывы о профессии
«Критика развивает главное - познания. Любой обзор, любое новое блюдо, новое имя - это, прежде всего, возможность узнать что-то новое. Вот, например, появилось в каком-то ресторане блюдо, в состав которого входит неизвестный мне ингредиент - сразу просыпается интерес: а что это за штука такая, откуда, почему, зачем и с чем едят. Хочется узнать, понять, попробовать. Или открывается ресторан со странным названием, сразу вопрос - почему такое название, что оно означает. Интересно же».
Михаил Костин, ресторанный критик, выпускник МГИ, Университета г. Талсы, штата Оклахома, США и Юридической школы университета Дрейк, штата Айова, США.
Стереотипы, юмор
Кроме обладания несомненными литературными способностями, ресторанному критику высокого класса необходимо хорошо разбираться в ресторанном бизнесе, умея различать тончайшую вкусовую гамму блюд. Это своеобразный талант, представляющий главный барьер для прихода в профессию.
Обучение
Для работы ресторанным критиком специального образования не требуется. Но чаще всего в профессию приходят дипломированные журналисты или повара.
Ресторанный критик – относительно новая и перспективная профессия. Список обязанностей таких специалистов необычен. Они посещают рестораны и кафе, чтобы прочувствовать атмосферу, проверить сервис, попробовать кухню и дать честную рецензию. Впечатления публикуются в журналах, газетах, путеводителях, сайтах и блогах, давая возможность читателям понять, стоит ли заведение внимания. Ресторанные критики должны отлично разбираться в кулинарном искусстве, быть внимательными к деталям, знать все об индустрии питания и уметь излагать мысли в письменном виде. Это помогает составить правдивый и беспристрастный отзыв о приготовлении блюд, ингредиентах и сервисе в ресторане.
Профессия считается высококонкурентой, особенно в Европе, и требует качественного образования, большого опыта и уверенности в собственных силах, что позволит заявить о себе и найти «место под солнцем». Но давайте узнаем подробнее, как стать ресторанным критиком?
Получите кулинарное образование
Бытует мнение, что для работы ресторанным критиком требуется только образование журналиста, однако такая подготовка не позволит стать профессионалом. Как оценить всю вкусовую гамму блюда без развитого вкуса и обоняния? Как понять, правильно ли соблюдена рецептура? Как оценить шедевр, не представляя, каким он должен быть на вкус? А как описать все впечатления в честном отзыве, не умея излагать мысли на бумаге? Профессия ресторанного критика требует высокой образованности, как в кулинарном искусстве, так и журналистике. Более того, ему стоит узнать как можно больше подробностей о стандартах работы в индустрии питания. Как должны работать официанты, какие нормы обслуживания приняты в заведениях разного типа и т.д. Ресторанный критик – это «тройной агент» со способностями к объективной критической оценке.
«Я считаю, что для работы важна честность, постоянная работа над собой и практика, понимание, что не стоит критиковать блюда, которые вам незнакомы, пригодится любознательность и любовь к чтению книг», – говорит известный ресторанный критик Себастьен Рипари из Франции.
Узконаправленных программ подготовки таких профессионалов не существует. Если вы хотите стать ресторанным критиком, пройдите обучение в кулинарных школах в Европе. Отлично подойдут программы следующих учебных заведений:
Обучение поварскому искусству и ресторанному делу сделает вас конкурентоспособным. Вы научитесь готовить самые разные блюда, узнаете о стандартах работы в индустрии, научитесь правильно оценивать не только кухню, но и обслуживающий персонал, интерьер, сервис, винную карту и атмосферу. За время обучения в Европе вы побываете в роли повара и официанта, сомелье и управляющего, лучше поняв ресторанный бизнес. Читатели будут доверять вашему мнению, т.к. вы не теоретик, высказывающий любительскую точку зрения, а практик, прекрасно разбирающийся в деле. Конечно, вам не обязательно становиться отменным поваром, но преуспевающий критик Джо Варвик считает, что «главное много пробовать и знать лучшие версии блюд, понимать технику и сложность приготовления».
Программы обучения варьируются в зависимости от школы, но их можно разделить на несколько категорий:
При выборе учебного заведения и курса у многих возникает масса вопросов. Не бойтесь обратиться за помощью. Эксперты STUDIES&CAREERS подберут оптимальную школу и программу, а также помогут оформить документы для поступления и получения визы.
Не ограничивайтесь кулинарным образованием. Пройдите обучение на журналиста. Если самообразование – не ваш метод, поступите на полноценные программы Бакалавриата или краткосрочные курсы.
Образование ресторанного критика продолжается на протяжении всей жизни. Он должен постоянно следить за тенденциями ресторанной индустрии, развиваться в писательском деле и улавливать новые веяния в кулинарии.
Получите опыт работы в ресторанной индустрии
Образование повысит конкурентоспособность, а опыт работы сделает из вас профессионала с большой буквы. Во время учебы в кулинарных школах в Европе, скорее всего, вы пройдете стажировку в местных ресторанах. Но стоит ли останавливаться на достигнутом? Получите еще больше практического опыта – устройтесь в заведение индустрии питания хотя бы на несколько месяцев. Обращайте внимание на работу всех членов команды ресторана: шеф-повара, администратора, управляющего, бартендера, официантов, уборщиков и тд. Наблюдайте за гостями, следите за их реакцией на определенные блюда и отмечайте предпочтения в обслуживании.
Читайте книги и заметки успешных ресторанных критиков
Перенимайте опыт лучших из лучших. Читайте рецензии на рестораны и изучайте книги ведущих критиков, которые добились успеха и стали уважаемыми. Обратите внимание на работы Мэри Фишер, Себастьена Рипари, Эббота Либлинга, Элизабет Дэвид, Джо Варвика, Робера Куртина и других. Читая, подмечайте детали, следите за тем, как они описывают впечатления и вкусовые ощущения.
Начинайте писать отзывы
Ресторанный критик Себастьен Рипари отмечает важность практики. Чем больше рецензий и заметок вы напишите, тем профессиональнее станете. Готовьте материалы для журналов и газет, сайтов и собственного блога, подойдут даже странички в социальных сетях. Практика в писательском деле поможет развить собственный стиль, а хорошее портфолио – заключить контракты с издательствами.
Помните!
- Работа ресторанного критика похожа на сказку, но она полна нюансов. Вам придется откинуть собственные пристрастия к еде, посещая не только рестораны высокой кухни, но и ирландские пабы, китайские кафе и обычные «забегаловки».
- Работая ресторанным критиком много лет, вы поневоле познакомитесь с шеф-поварами разных заведений питания. Сохраняйте нейтралитет, ваша дружба не должна сказаться на рецензиях. Если ваш знакомый шеф плохо готовит тартар из говядины, вы не имеете право молчать и приукрашать действительность. Объективность – залог успеха ресторанного критика.
- Анонимность – обязательное условие для беспристрастного отзыва. Посещая ресторан для рецензии убедитесь, что вас никто не знает. Если официант или повар распознал в вас критика, то вы ощутите повышенное внимание со стороны всего персонала. Чем дольше вы будете работать, тем больше станет ваша популярность. Известным критикам сложно посещать рестораны самостоятельно, анонимность потеряна, они прибегают к помощи ассистентов.
- Если вы не любите кориандр, а в заказанном блюде его сполна, ваша личная непереносимость ингредиента не должна отразиться на рецензии.
Если узнав, кто такой ресторанный критик, вы решили получить эту профессию, обращайтесь за консультацией к экспертам , которые помогут подобрать оптимальную программу обучения и школу.
Правильно истолковать, оценить литературное произведение, найти его достоинства и выявить недостатки можно лишь имея немалый багаж знаний по литературоведению, языкознанию, логике, психологии, истории, философии и т.д. Необходимо знать правила построения текста, определения фабулы, использования различных литературных приемов, анализа образной системы и т.д.
Для этого надо быть и, возможно, писателем. Именно филологическое образование дает необходимые для данной профессии знания и направляет их в нужное русло. Хотя несомненна связь литературной критики и с журналистикой, так как первая носит публицистический характер.
Неделимость литературы и критики
Невозможно стать литературным критиком без огромной любви к чтению различной литературы. С головой окунитесь в мир литературных произведений, прочитывайте по возможности больше классических и современных произведений разных эпох и народов. Как известно, все познается в сравнении. Есть вероятность, что подобное изучаемому вами в качестве критика произведению уже встречалось в зарубежной или отечественной литературе ранее. Лишь узнав историю литературы, читая произведения известных авторов, можно выявить что-то новое, особенное.
Все же одних только знаний в этом творческом деле маловато. Только талантливый критик с врожденным литературным чутьем распознаёт «душу» любого произведения, раскрывает замысел писателя и может донести его до читателя. Иногда идея, которую заложил автор в произведение, настолько завуалирована, что без профессионального критика не обойтись.
Несомненно, полезным в освоении этой профессии будет экскурс в историю литературной критики. Это позволит вам, изучая рецензии, статьи таких известных миру критиков, как Н.А. Добролюбов, А.И. Солженицын и др. увидеть тонкости данной профессии. Многие из них – талантливые прозаики, поэты, драматурги.
В целом, деятельность критика литературных произведений довольно необычна и притягательна. Если вы по образованию, обладаете литературным чутьем, талантливы, то, конечно же, смело можете пробовать себя в этой творческой работе.
В поисках ценных советов вы, будучи новичком на этой стезе, можете обращаться во всевозможные ассоциации и союзы профессионалов, в числе которых Академия русской современной словесности, Международная ассоциация литературных критиков, Норвежская ассоциация литературных критиков.
Важность литературной критики в любую эпоху сложно переоценить. Именно эти специалисты не просто выносят свой вердикт по поводу того или иного произведения, но и формируют общественное мнение и задают тон культурным тенденциям.
Как появились литературные критики
Литературная критика возникла одновременно с самой литературой, поскольку процессы создания художественного произведения и его профессиональной оценки тесно взаимосвязаны. На протяжении веков литературные критики принадлежали к культурной элите, ведь они должны были обладать исключительным образованием, серьезными аналитическими способностями и внушительным опытом.
Несмотря на то, что литературная критика появилась еще в античности, как самостоятельная профессия она оформилась лишь в 15-16 веках. Тогда критик считался беспристрастным «судьей», который должен был рассмотреть литературную ценность произведения, его соответствие жанровым канонам, словесное и драматическое мастерство автора. Однако постепенно литературная критика начала выходить на новый уровень, поскольку и само литературоведение развивалось стремительными темпами и тесно переплеталось с другими науками гуманитарного цикла.
В 18-19 веке литературные критики были, без преувеличения, «вершителями судеб», поскольку от их мнения зачастую зависела карьера того или иного писателя. Если сегодня общественное мнение формируется несколько иными путями, то в те времена именно критика оказывала первостепенное влияние на культурную среду.
Задачи литературного критика
Литературным критиком было возможно стать, лишь максимально глубоко разбираясь в литературе. В наше время рецензию на художественное произведение может написать и журналист, и даже вообще далекий от филологии автор. Однако в период расцвета литературной критики эту функцию мог выполнять лишь ученый-литературовед, который не менее хорошо разбирался в философии, политологии, социологии, истории. Минимальные задачи критика были следующими:
- Толкование и литературоведческий анализ художественного произведения;
- Оценка автора с социальной, политической и исторической точки зрения;
- Раскрытие глубинного смысла книги, определение ее места в мировой литературе с помощью сравнения с другими произведениями.
Профессиональный критик неизменно воздействует на общество, транслируя свои собственные убеждения. Вот почему нередко профессиональные рецензии отличаются ироничностью и резкой подачей материала.
Самые известные литературные критики
На Западе сильнейшими литературными критиками изначально выступали философы, среди которых - Г. Лессинг, Д. Дидро, Г. Гейне. Нередко рецензии новым и популярным авторам давали и маститые писатели-современники, например В. Гюго и Э. Золя.
В Северной Америке литературная критика как отдельная культурная сфера - по историческим причинам - сложилась гораздо позже, поэтому ее расцвет приходится уже на начало 20 века. В этот период ключевыми персонами считались В.В. Брукс и В.Л. Паррингтон: именно они оказали сильнейшее влияние на развитие американской литературы.
Золотой век русской литературы славился сильнейшими критиками, самые влиятельные из которых:
- Д.И. Писарев,
- Н.Г. Чернышевский,
- Н.А. Добролюбов
- А.В. Дружинин,
- В.Г. Белинский.
Их работы до сих пор включены в школьную и университетскую программу наряду с самими шедеврами литературы, которым и были посвящены данные рецензии.
Например, Виссарион Григорьевич Белинский, который не смог закончить ни гимназию, ни университет, стал одной из самых влиятельных фигур в литературоведении 19 века. Его перу принадлежат сотни рецензий и десятки монографий на произведения самых известных русских авторов от Пушкина и Лермонтова до Державина и Майкова. В своих работах Белинский не только рассматривал художественную ценность произведения, но и определял его место в социо-культурной парадигме той эпохи. Позиция легендарного критика подчас была весьма жесткой, рушила стереотипы, однако его авторитет и по сей день находится на высоком уровне.
Развитие литературной критики в России
Пожалуй, самая интересная ситуация с литературной критикой сложилась в России после 1917 года. Еще никогда ни одна отрасль не была стол политизирована, как в эту эпоху, и литература не стала исключением. Писатели и критики превратились в инструмент власти, оказывающий мощное влияние на социум. Можно сказать, что критика больше не служила высоким целям, а лишь решала задачи власти:
- жесткий отсев авторов, которые не вписывались в политическую парадигму страны;
- формирование «извращенного» восприятия литературы;
- продвижение плеяды авторов, которые создавали «правильные» образцы советской литературы;
- поддержание патриотизма народа.
Увы, с культурной точки зрения это был «черный» период в национальной литературе, поскольку любой инакомыслие жестко преследовалось, а по-настоящему талантливые авторы не имели шансов творить. Вот почему вовсе не удивительно, что в качестве литературных критиков выступали представители власти, среди которых - Д.И. Бухарин, Л. Н. Троцкий, В.И. Ленин. Политические деятели имели собственное мнение по поводу самых известных произведений литературы. Их критические статьи печатались огромными тиражами и считались не только первостепенным источником, но и конечной инстанцией в литературоведении.
На протяжении нескольких десятилетий советской истории профессия литературного критика стала почти бессмысленной, а ее представителей осталось совсем немного еще и по причине массовых репрессий и расстрелов.
В столь «болезненных» условиях было неизбежно появление оппозиционно настроенных литераторов, которые одновременно выступали и критиками. Разумеется, их творчество относилось к разряду запрещенных, поэтому многие авторы (Е. Замятин, М. Булгаков) были вынуждены работать в иммиграции. Однако именно их работы отражают реальную картину в литературе того времени.
Новая эпоха в литературной критике началась в период хрущевской «оттепели». Постепенное развенчание культа личности и относительное возвращение к свободе выражения мысли возрождало русскую литературу.
Разумеется, ограничения и политизация литературы никуда не делись, однако в филологической периодике начали появляться статьи А. Крона, И. Эренбурга, В. Каверина и многих других, кто не боялся высказывать свое мнение и переворачивал сознание читателей.
Настоящий всплеск литературной критики произошел лишь в начале девяностых. Огромные потрясения для народа сопровождались внушительным пулом «свободных» авторов, которых наконец-то можно было читать без угрозы для жизни. Произведения В.Астафьева, В. Высоцкого, А. Солженицына, Ч. Айтматова и десятков других талантливых мастеров слова бурно обсуждались как в профессиональной среде, так и обычными читателями. На смену односторонней критике пришла полемика, когда свое мнение по поводу книги мог высказать каждый.
В наши дни литературная критика является узкоспециальной сферой. Профессиональная оценка литературы востребована лишь в научных кругах, а по-настоящему интересна небольшому кругу ценителей литературы. Общественное мнение по поводу того или иного писателя формируется целым спектром маркетинговых и социальных инструментов, не имеющих отношения к профессиональной критике. И данное положение вещей - лишь один из неотъемлемых атрибутов нашего времени.
40.1
Для друзей!
Справка
В истории Древней Греции упоминается о некоторых мыслителях, общественных деятелях и даже политиках, которые время от времени давали оценку популярным в то время театральным действам, от чего зависела известность актёров или же конкретной постановки.
Любому творцу интересно знать обоснованное адекватное мнение о своих произведениях. Но это должна быть оценка эксперта, разбирающегося в какой-либо области культуры не хуже самих создателей предмета обсуждения. Таких экспертов называют критиками. Профессия «критик» актуальна, ее представители очень востребованы, более того, они способны влиять на формирование общественного мнения.
Описание деятельности
Критик выполняет функцию объективного оценщика того или иного продукта творческой деятельности: кинофильма, музыкального альбома, выставки картин или нового романа. В отличие от обычного зрителя или слушателя, критик оценивает по существу и без особых эмоций, имея за плечами солидный багаж знаний по рассматриваемой теме. Выделяют несколько категорий критиков: кинокритики, театральные, литературные, музыкальные и критики изобразительных искусств. В последнее время появились также профессионалы, специализирующиеся по выставочной и ресторанной деятельности, а также компьютерным играм.
Заработная плата
средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:
Трудовые обязанности
Критик должен заниматься разбором, анализом, обсуждением каких-либо произведений культуры, литературы с определенной целью, давать им оценку. Он указывает на недостатки и достоинства объекта исследования, говорит о культурной ценности. При необходимости осуществляет исследование, научную проверку достоверности, подлинности чего-либо. Критик должен формировать у слушателей, читателей, зрителей мнение, но ни в коем случае не давать резких необоснованных оценок. Он представляет картину такой, какая она есть, демонстрирует ее со всех сторон.
Особенности карьерного роста
Специальности «Критика» в вузах не существует. В творческих и гуманитарных институтах есть факультеты теории и истории искусств, выпускники которых вполне могут считаться профессиональными критиками. Обычно они специализируются в одной из пяти областей искусства: литературе, музыке, кино, изобразительном искусстве, театре.
Это не очень распространенная, но нужная обществу профессия, она формирует у людей мнение, помогает разобраться в том, что они сами не понимают.
Критики могут работать в газетах, журналах, музеях, на телевидении.
Карьера и зарплата зависят от специализации критика, места работы, опыта, авторитета.
Характеристика сотрудника
Чтобы обсуждать труд других, нужно с чем-то его сравнивать. Поэтому представители данной профессии должны хорошо разбираться в сфере своей деятельности: музыке, литературе, кино, например. Справедливость - качество, без которого нельзя представить ни одного критика. Представитель данной профессии не имеет права давать негативную оценку тому или иному произведению только потому, что ему не нравится его автор.
Коммуникабельность, умение отстаивать свою точку зрения нужны критику для того, чтобы обосновывать свое мнение, доказывать его правильность.
Критик - обладатель хорошей памяти, которая является хранителем информации о разных областях знаний. Именно это поражает многих людей, заставляет уважать представителя этой профессии.
Кроме того, чувство вкуса и стиля выделяют критика из множества самых разных людей. Он с высоты своих знаний словно озаряет людей новой, неслыханной ранее информацией.
Представителей этой профессии многие любят, но еще большее количество людей испытывает к ним не самые теплые чувства и даже боится их. Критики - очень смелые по натуре люди, они могут высказывать недовольство явлением, которое у всех вызывает восторг и говорить с восхищением о том, что принимают и понимают не все.